Формирование и оценка функциональной грамотности
Демонстрируя традиционно высокий уровень академической подготовки по учебным предметам, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях для решения практических задач, о чем свидетельствуют их относительно невысокие результаты участия в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Ее можно определить как «повседневную мудрость» способность решать задачи за пределами школьной парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Измерение (оценка) функциональной грамотности проводится по шести направлениям:
- читательская грамотность,
- математическая грамотность,
- естественнонаучная грамотность,
- финансовая грамотность,
- глобальные компетенции,
- креативное мышление.
Нормативные документы
Федеральный уровень:
- Приложение к Приказу Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 219/590 (с изменениями от 24.12.2019 № 1718/716) «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (Методология оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся)
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28.01.2021 № 50 «Об утверждении Методики расчета показателя «Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже)»
Региональный уровень:
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 30.06.2020 №316-01-63-1063/20 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Нижегородской области»
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 17.09.2021 № 316-01-64-60/21 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области»
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 03.08.2021 № 316-01-63-1907/21 «Об утверждении результатов региональной оценки по модели PISA-2020 по Нижегородской области»
Муниципальный уровень:
- Приказ департамента образования администрации города Дзержинска Нижегородский облaсти от 23.08.2021 № 471-п «Об организации работы по результатам региональной оценки по модели PISA-2020
- Приказ департамента образования администрации города Дзержинска Hижегородскoй oблaсти от 22.09.2021 № 519-п «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций городского округа город Дзержинск
Полезные ссылки и материалы для формирования функциональной грамотности
- PISA – примеры заданий разных лет
- сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»:
презентация «Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ — демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ — банк заданий для 5-9 классов
- сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ):
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti — банк заданий по формированию естественнонаучной грамотности в 7-9 классах
- сайт «Российская электронная школа» (РЭШ):
https://resh.edu.ru/loginfg — электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- сайт ГК «Просвещение»:
https://media.prosv.ru/fg/ — банк заданий по функциональной грамотности для учащихся 1-9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA
- сайт ФГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»:
http://niro.nnov.ru/?id=49718&query_id=1132773 – формирование функциональной грамотности младших школьников