Служба школьной медиации
Что же такое «школьная медиация»?
Медиация — технология альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиатор — третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Медиатор, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне — за собственной обидой помнить о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отношений.
Медиативный подход — деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях.
Восстановительный подход службы медиации:
- восстановление разрушенного, попранного, униженного, забытого, утерянного, искаженного в человеке, в человеческом отношении к кому-то или чему-то;
- восстановление нарушенной социально-психологической ситуации, социальных связей, способности к развитию;
- главная идея — разрешение конфликта самими участниками этого конфликта.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р в образовательных организациях должна быть организована служба школьной медиации, обеспечивающая защиту прав детей и создающая условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Служба школьной медиации — служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Цель школьной службы медиации — формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
В основе деятельности службы школьной медиации лежат:
- разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
- предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
- обеспечение формирования и обучения школьных медиаторов (группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников);
- использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Памятка для родителей «Чему Служба школьной медиации может научить школьников»
Памятка для педагогов «Чем Служба школьной медиации может помочь педагогам»
Наши достижения