Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла»
Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Гагарина, 3
Версия для слабовидящих
Новости школы

Для родителей младших школьников

2  важных психологических потребности Вашего ребёнка. 

Почему они такие важные? 

От того, насколько у Вашего ребёнка удовлетворены эти потребности, зависит то, как он будет расти и развиваться, как будут складываться Ваши с ним отношения, какой будет у него характер и насколько Вам с ним будет легко. 

Потребность ребёнка № 1 
Чувствовать свою эмоциональную связь с Вами. 

– Это и Ваше внимание, и поддержка, и понимание, и принятие. 
– Это добрые и ласковые слова, через физический контакт (объятия, поцелуи, рука в руке, поглаживания и т.д). 
– Это совместные игры, занятия и разговоры. 

Если ребёнку не хватает вашего позитивного внимания – он будет искать его любыми путями. Он будет ныть, капризничать, шуметь, нарушать правила, делать то, что нельзя, перебивать Вас, когда Вы говорите по телефону и т.д.

Со стороны это выглядит как «плохое» поведение, но на самом деле Ваш ребёнок просто пытается привлечь Ваше внимание к себе, потому что ему оно нужно, как воздух. 

Помните, когда Вы кричите, ругаете, наказываете или шлёпаете ребёнка – для него это тоже «знаки внимания», только негативного. Если ему не хватает Вашего позитивного внимания, он будет согласен и на негативное, лишь бы оно было. 

Потребность ребёнка № 2

Чувствовать себя значимым и важным, ощущать себя Личностью, чувствовать свою Личную Силу.

Потребность в личной силе можно описать словами: «Я – значимый и важный, к моему мнению прислушиваются, мне предоставляют право выбора, у меня есть контроль над ситуацией, ко мне относятся с уважением». 
Если эти потребности не удовлетворены – ребенок будет искать любые способы их удовлетворить. Например, залезет на стол с ногами (сразу получит внимание) или будет сильно упрямится (показывая свою личную силу). 
Капризное и плохое поведение ребёнка – это верхушка айсберга, которую мы часто видим. 
Важно спрашивать себя: «Что сейчас происходит с ребёнком? Чего ему не хватает? Что он на самом деле хочет? В чем проблема?». Эти вопросы помогут Вам лучше понять своего ребёнка. 
Помните: когда Ваш ребёнок «плохо» себя ведёт, ему нужна Ваша помощь, эмоциональная поддержка, чёткие и конкретные объяснение, обучение. 
 

– Ребёнку важно, чтобы его уважали, прислушивались к его мнению, считались с ним. 
– Ему важно чувствовать, что он имеет контроль над какой-то, пусть совсем небольшой, частью своей жизнь. – Ребёнку важно, чтобы к нему относились как к личности, у которой есть свои потребности, свои чувства, желания и своё мнение. 

Каждый раз, когда Вы требуете, заставляете, принуждаете, угрожаете, обесцениваете чувства и мнение ребёнка, сравниваете его с другими, не даёте ему возможность выбирать, кричите на него или наказываете – он чувствует, что его лишают Личной Силы. 

И, чтобы почувствовать свою Личную Силу, он будет спорить с Вами, делать «на зло», бороться с Вами, отстаивать своё мнение, упрямится и всё делать наоборот. 

А чем больше Вы будете «закручивать гайки», давить, заставлять, запугивать, угрожать, наказывать и т.д – тем сильнее ребёнок будет сопротивляться Вам. 

Возможно, Вы это и так уже чувствуете. 
 Перед тем как сказать ребенку «Спокойной ночи», задайте ему один-два вопроса из списка ниже. Как правило, в течение дня у нас ни на что не хватает времени, и мы ограничиваемся просьбами или приказами: «сделай», «не забудь», «поправь». «Вопросы под подушкой» помогут начать разговор по душам с сыном или дочерью и узнать о ребенке много нового.

— О чем ты любишь мечтать?
— Кто твой герой и почему?
— Если бы ты мог что-то поменять в себе, что бы ты изменил?
— За что ты собой больше всего гордишься?
— Кто самый добрый человек в твоем окружении? Почему?
— Что тебе больше всего нравится в твоем лучшем друге?
— Какую одну вещь ты бы хотел научиться делать хорошо?
— Если бы ты был животным, то каким именно и почему?
— Если бы тебе разрешили оставить себе только одну вещь из всех, что у тебя есть, какую бы ты выбрал?
— Кого бы ты назвал по-настоящему успешным человеком? Почему?
— В какие моменты ты чувствуешь, что взрослые тебя не понимают?
— Если бы у тебя была возможность провести 48 часов в любой точке мира, куда бы ты отправился?
— За что ты больше всего благодарен в жизни? Кому ты больше всего благодарен?
— Если бы ты мог поменяться местами с любым человеком на свете, с кем бы ты хотел поменяться местами и почему?
— Какую одну вещь ты можешь сделать сегодня лучше, чем вчера?
— Что бы ты предпочел: уметь летать или читать мысли?
— С кем ты больше всего ждешь встречи в школе (садике) каждый день?
— Если бы ты собирал свой обед в школу самостоятельно, что бы ты туда положил?
— Кто из твоих одноклассников (ребят в группе) самый дружелюбный?
— С кем ты провел больше всего времени сегодня?
— Какая у тебя любимая игра и почему?
— Кто заставляет тебя смеяться и почему?
— Если бы ты мог сыграть любую роль в твоем любимом фильме или мультике, какую бы ты выбрал и почему?
— С кем в нашей семье тебе веселее всего проводить время?
Сладких вам снов…

Ваш ребенок - подросток

Помните, что Ваши отношения с ребёнком важнее уроков, школы и его оценок! 

Ругань, ссоры, наказания не помогут ребёнку лучше учиться и любить всё, что связано со школой. Невозможно любить и хотеть делать то, за что тебя ругают и наказывают.

Согласны? 

Если ребёнок получил плохую оценку – спокойно выясните: почему это произошло, в чём причина и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию. 

Сконцентрируйте своё и внимание ребёнка на решении проблемы, вместо того, чтобы ругать его. 

Поговорите с ребенком: что нужно сделать, чтобы исправить оценку, чтобы лучше выучить материал, что ему непонятно? В чём нужна помощь? 

Ваши отношения и ваша эмоциональная близость важнее школы. Школьные годы пройдут, а ваши отношения с ребёнком останутся. 

В каком состоянии они будут? Это во многом это зависит от Вас. 

Будьте вашему ребёнку поддержкой, опорой, помощником, наставником. Пусть он всегда знает, что сможет обратиться к Вам в трудную минуту, может рассказать обо всём, что его волнует и беспокоит. 

Тогда ему не придётся обманывать Вас и что-то скрывать.

В этой статье предлагаем Вам список альтернативных, ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ фраз, вместо обидных для ребёнка

Каждый раз, обращаясь к ребёнку, задавайте себе вопрос: «Могу я сказать такие слова человеку, которого уважаю и отношениями с которым дорожу?» 


Например, вместо: 
– Всё равно у тебя ничего не получится. Не умеешь – не берись! У тебя не руки, а крюки. 

Лучше так: 
+ Я верю в тебя. Ты обязательно справишься! Если что-то не получится, я тебе помогу. Попробуй еще! 

А вместо: 
– Закрой свой рот, тебя не спрашивают! Я – последняя буква алфавита. Мне наплевать, что ты думаешь. 

Вы можете сказать так: 
+ Мне важно знать твоё мнение. Я слышу тебя. Давай это обсудим. Спасибо, что поделился. 
Какая интересная мысль! Я понимаю, что ты не согласен. 
Итак, сначала  приводим пример деструктивной фразы и после нее пример уважительной и доброй:
 
 
– Что рожа такая кислая? Не вой! Хватит лить свои крокодильи слёзы. Какая ты некрасивая когда плачешь…
+ Я вижу, ты чем-то расстроена. Чем я могу тебе помочь? Расскажи мне, что случилось? Иди ко мне, я тебя обниму. Я понимаю, как тебе неприятно. Я с тобой, всё будет хорошо.
  
– Закрой свой рот, тебя не спрашивают! Я — последняя буква алфавита. Мне наплевать, что ты думаешь.
+ Мне важно знать твоё мнение. Я слышу тебя. Давай это обсудим. Спасибо, что поделился. Какая интересная мысль! Я понимаю, что ты не согласен.
 
– Ума нет – считай калека/Бестолочь.
+ Давай я тебе ещё раз объясню. Что тебе не понятно?
 
– С твоими мозгами ты ничего в жизни не добьёшься!
+ Ты умная и способная, ты много можешь достичь в жизни.
 
– Тебе слон на ухо наступил.
+ Как замечательно ты поёшь, мне очень нравится! Я вижу, что тебе очень нравится петь.
 
– Пишешь как курица лапой.
+ Пиши аккуратно, я знаю, ты можешь. Давай потренируемся писать вот эту букву.
 
– Включи мозги.
+ Смотри внимательно. Сосредоточься. Подумай как следует.
 
– Наказание Господнее!
+ Ты моё счастье, я люблю тебя.
 
– Много хочешь – мало получишь!
+ Ты достойна лучшего, верь в себя и свои силы. Ставь цели, мечтай, достигай! У тебя всё получится! Всё в твоих руках. Я верю в тебя!
Эти слова подчёркивают его значимости и важность, показывают Вашу веру в него и помогают ему поверить в свои силы и возможности. 

Эти слова также укрепляют самооценку ребёнка. 

Обязательно используйте эти фразы в вашем общении:

- Ты обязательно справишься! 
- У тебя всё получится. 
- Я тебе доверяю.
- Я уверена, что ты примешь верное решение! 
- Я знаю, ты сможешь это сделать наилучшим образом. 
- Я в тебе не сомневаюсь. 
- Ты можешь это сделать. 
- Только ты можешь мне помочь разобраться в этом, посмотри... 

Представьте, если бы Вы слышали такие слова в свой адрес каждый день! 

Как бы Вы себя чувствовали? Только честно. 

Возможно, Вам в детстве ничего подобного не говорили. 

Но теперь Вы можете начать говорить эти слова
Очень надеемся, что эти новые фразы помогут вам поменять свои привычные «автоматические» реакции и говорить с вашим ребёнком в более уважительном и доброжелательному тоне, не задевать и не обижать его.
Пожалуйста, помните, что дети – это полноценные люди, только еще маленькие. Давайте будем уважать их чувство собственного достоинства.
Почему мы не говорим такие обидные слова, которые допускаем для своих детей, другим взрослым, даже если сердимся на них? Потому что хорошо понимаем, что испортим с ними отношения надолго. Или навсегда.

Про хорошую самооценку ребенка. 

В течение дня Вы постоянно обмениваетесь с Вашим ребёнком посланиями. Они могут быть либо вербальными (словесными), либо невербальными (это язык мимики и жестов). 

Эти послания могут быть как отрицательные, так и положительные. 

Из Ваших посланий ребёнок узнаёт и формирует своё мнение о себе, свою самооценку, свой образ «Я». 

Если целый день ребёнок только и слышит от Вас только отрицательные послания (замечания, критика, ограничения, ругань, наказания), то это сказывается на его самооценке и он начинает думать о себе, что он «какой-то не такой», что с ним «не всё в порядке», что он «недостаточно хорош»! 

Поэтому старайтесь, чтобы позитивных, положительных словесных и бессловесных посланий Ваш ребёнок получал в течение дня значительно больше, чем отрицательных. 

Таких посланий, которые говорят ему о том, что с ним всё в порядке, что он любим, что его поддерживают и понимают. 
 

Вот примеры положительных вербальных посланий:

1. Прилагательные, описывающие характер ребёнка: 
Мне нравится, что ты такой: любознательный, быстро обучаемый, коммуникабельный, добрый, умный, ласковый, упорный, очень развитый для своих лет, щедрый, хороший друг, старательный, настойчивый, жизнерадостный, смышлёный, добросовестный, ответственный, заботливый, энергичный, понимающий, неунывающий, веселый, смелый, артистичный, улыбчивый, понятливый, шустрый, смешной, с отличным чувством юмора и широким кругозором, активный, хозяйственный, фантазёр, сочувствующий, что у тебя доброе сердце. 

2. Слова, выражающие любовь и безусловное принятие: 
Я люблю тебя, я счастлива, что ты у меня есть, ты замечательный ребёнок, мы тебя так долго ждали, я понимаю тебя и т.д. 

3. Слова благодарности: 
Я благодарю тебя за…, спасибо тебе за…, я очень признательна тебе, что ты… 

4. Похвала за конкретные поступки (при этом важно описывать конкретные действия ребёнка):
У тебя аккуратно получилось выполнить это задание, ты смог сам убрать свои игрушки сегодня, ты самостоятельно оделся, умничка! 

Примеры положительных посланий без слов:

Обнять, поцеловать, погладить по голове, по спинке, подержать за руку, подмигнуть, улыбнуться. 

Позитивные послания – это простой инструмент, с помощью которого Вы ежедневно можете помогать Вашему ребёнку формировать хорошую самооценку и налаживать с ним тёплый эмоциональный контакт!

Секреты воспитания старшеклассников

Ваш ребёнок уже никогда не будет такого возраста, как сейчас. 
Это время безвозвратно уходит. Каждый день. Каждую неделю. Каждый месяц... 

Ребёнок становится всё старше и всё более независимым от Вас. Вы не успеете и глазом моргнуть, как это время пронесётся и уйдёт навсегда.

Поэтому цените каждый день, каждое мгновение, проведённое с Вашим ребёнком! 
Создавайте мгновения, которые ребёнок будет помнить всю свою жизнь, когда будет вспоминать своё детство. 

Ваш ребёнок НЕ будет помнить, сколько подарков Вы ему купили, какой всегда был чистый пол дома или как хорошо Вы гладили бельё, какого уровня в игре он достиг и сколько баллов набрал, сколько монстров убил, сколько друзей добавили его в контакте или лайкнули его фото.

 Он будет вспоминать, как Вы: 
– Ходили в поход и до ночи засиживались за костром. 
– Как вы вместе смотрели интересные фильмы и обсуждали их. 
– Как вы собрали все подушки дома и построили из них крепость. 
– Как вы играли с ним в настольные игры и помогали выжигать на деревянной доске, играли в морской бой, эрудит и показывали ему карточные фокусы, гоняли мяч во дворе и учили разжигать костёр... 

Ваш ребёнок будет помнить время, которое Вы провели ВМЕСТЕ с ним. 
И, если Вы не сделаете это время приоритетом, то ребёнок будет помнить, что мама всегда была занята, а папе вечно не было до него никакого дела. 

Создавайте для Вашего ребёнка ценные и значимые моменты искреннего и глубокого общения, совместного времяпровождения, помогайте ему быть включённым в семейную жизнь и обсуждения семейных планов. 

Цените его мнение, помогайте ему чувствовать себя важным, значимым и любимым! 

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Наверх